Тел: (831) 216 17 13
8(987) 544-18-81
[email protected]

Адрес: 603034 Нижний Новгород,
Ленинский район, ул. Ростовская д.13
офис №2

Рассрочка от организации0%
на все виды услуг

Как правильно сделать армирование ленточного фундамента? Соединение арматуры на углах


Армирование углов ленточного фундамента

Долговечность и устойчивость зданий определяются прочностью фундамента, воспринимающего значительные нагрузки. Для возведения строений широко используется основание в виде усиленной бетонной ленты, укрепленное в угловых зонах стальной арматурой. Армирование углов ленточного фундамента – ответственная операция, позволяющая повысить прочностные характеристики основы. Неправильное армирование является причиной преждевременного разрушения здания. Ведь в стыковых участках концентрируются значительные напряжения. Рассмотрим угловое армирование.

Готовимся выполнять угловое армирование – оцениваем факторы и планируем работы

На подготовительной стадии целесообразно изучить положения строительных норм и правил, соблюдение которых является гарантией надежности возводимых зданий.

Устойчивость строений зависит от различных факторов и усилий, возникающих в процессе эксплуатации:

  • веса постройки;
  • стабильности грунта;
  • реакции почвы при замерзании.
Если пруты арматуры в углах вязать и устанавливать правильно, строение простоит довольно долго

На здание действуют различные нагрузки:

  • сжимающие усилия;
  • растягивающие напряжения;
  • изгибающие моменты.

Наибольшая концентрация усилий возникает в угловых участках основания.

Именно поэтому важно на подготовительной стадии строительства выполнить следующие работы:

  • проанализировать комплекс факторов, влияющих на прочность конструкции;
  • профессионально разработать проектную документацию на основание;
  • правильно подобрать арматуру для реальных условий эксплуатации.

До начала мероприятий необходимо также приобрести необходимые материалы и подготовить инструменты для выполнения работ. Остановимся на главных моментах подготовительного этапа.

Проектные работы

При отсутствии строительной квалификации, проектирование целесообразно осуществлять силами специалистов. Правильно произведенные проектные мероприятия позволяют создать прочную ленточную основу, которая на протяжении длительного периода сможет обеспечить устойчивость здания.

Без наличия усиления в виде качественной арматуры фундамент не прослужит достаточно долго

При этом важно учесть следующие моменты:

  • конструктивные особенности и массу будущего здания;
  • почвенно-климатические характеристики этого региона;
  • виды нагрузок, действующих на укрепленное основание.

По результатам анализа выполняются специальные расчеты. В результате принимается решение о глубине закладки бетонной ленты фундамента.

Для различных видов грунтов основа погружается в почву на разную глубину:

  • мелкозаглубленная обеспечивает устойчивость строений на стабильных почвах;
  • глубокопогруженная применяется на грунтах с повышенной концентрацией влаги.

Фундаменты отличаются конструктивными особенностями, в том числе конструкцией силовой решетки. Разработанный в процессе проектирования чертеж содержит информацию о сортаменте применяемой проволоки и особенностях усиления.

Подготовка инструмента и необходимых материалов

Для усиления продольных и угловых зон ленточного фундамента потребуются следующие материалы:

  • стальные стержни, марка и размеры которых соответствуют требованиям проектной документации;
  • вязальная проволока, применяемая для обеспечения надежной фиксации элементов арматурного каркаса;
  • подкладки под прутки, изготовленные из неметаллического материала, которые поддерживают стабильность зазора.
Вязка углов арматуры и примыканий ленточного фундамента — это целое искусство

Обратите внимание, что проволока для вязания должна быть отожженной. Это повышает ее гибкость и облегчает выполнение работ.

Армирование фундамента ленточного типа производится с помощью стандартного инструмента. Потребуется:

  • оснастка для загиба арматурных прутков;
  • инструмент для резки стержней, например, специальные кусачки или болгарка;
  • строительная рулетка с длиной ленты, соответствующей габаритам каркаса;
  • специальный крючок или плоскогубцы для скручивания вязальной проволоки;
  • молоток, необходимый для рихтовки заготовок силового каркаса.

Инструменты и материалы должны находиться в непосредственной близости от места выполнения работ.

Армирование углов фундамента – критерии выбора арматуры

Важно ответственно подойти к вопросу выбора стальных прутков для ленточной основы.

Существует несколько моментов, которые следует знать, прежде чем приступать к укладке арматуры в угловых частях фундамента

Следует изучить, как обозначается арматурный прокат, и использовать стержни со следующими особенностями маркировки:

  • обозначенные индексом C. Он свидетельствует о возможности соединения элементов электрической сваркой;
  • маркируемые буквой К. Это подтверждает повышенную стойкость прутков к воздействию коррозионных процессов;
  • с буквенно-цифровой аббревиатурой А2 или A3. Такую проволоку нельзя соединять дуговой сваркой, ее можно фиксировать только вязальной проволокой.

Укрепление арматурного каркаса осуществляется прутками диаметром 1–1,2 см. Используется прокат, соответствующий требованиям чертежа.

Армирование углов ленточного фундамента – оправданная необходимость

Нет необходимости дискутировать о целесообразности усиления фундамента строения.

Это обязательная операция, позволяющая повысить характеристики основания:

  • обеспечить увеличенный запас прочности;
  • улучшить устойчивость к воздействию нагрузок;
  • увеличить ресурс эксплуатации основы.

Силовой каркас устанавливается в опалубку до заливки бетона на уровне нулевой отметки и на верхней отметке капитальных стен. Наиболее нагруженные участки находятся в краях основания, где происходит концентрация нагрузок. Важно правильно выполнить усиление для повышения долговечности и устойчивости здания.

Конструкция арматуры для укрепления подошвы может быть изготовлена на строительной площадке

Изогнутые стальные прутки, размещенные в угловых зонах, повышают прочность фундамента, демпфируют изгибающие нагрузки и обеспечивают целостность бетонной ленты.

Правильное армирование углов – конструктивные нюансы

Производя армирование участков основания ленточного типа, соблюдайте следующие требования:

  • применяйте цельную арматуру, изогнутую под прямым углом;
  • избегайте стыкового соединения арматурных элементов силового каркаса;
  • производите дополнительную фиксацию вертикальными стержнями;
  • соблюдайте уменьшенный интервал между вертикальными стержнями.

Армированная металлоконструкция в углах подвержена воздействию перпендикулярно направленных нагрузок. Для обеспечения жесткости контура необходимо уменьшить расстояние между вертикальными прутками. В угловых зонах оно должно быть на 50% меньше по сравнению с аналогичными элементами, расположенными на прямолинейных участках.

При выполнении армирования следует соблюдать размеры, указанные в рабочей документации. Необходимо обращать особое внимание на следующие параметры:

  • интервал между вертикальными стержнями каркаса, который должен составлять 0,5–0,8 м;
  • диаметр арматуры 10-16 мм, требуемый для обеспечения прочности;
  • сечение поперечных элементов, составляющее 0,4–1 см;
  • расстояние от каркаса до края бетонной поверхности, составляющее 40–50 мм.
Сгибание арматуры правильно производить под прямым углом

Соблюдайте приведенную очередность сборки пространственной конструкции:

  1. Установите с интервалом 50–80 см вертикальные стержни на прямолинейных участках.
  2. Привяжите к ним проволокой горизонтальные элементы верхнего и нижнего яруса.
  3. Произведите угловое армирование с помощью изогнутой по радиусу стальной арматуры.

При выполнении работ важно обеспечить жесткость соединяемых элементов с помощью вязальной проволоки, а также правильно усилить все зоны ленточной основы.

Как правильно армировать углы

Максимальная концентрация напряжений, вызывающих растяжение и сжатие, возникает в углах армированной ленты. Это связано с перпендикулярным направлением усилий, которые воспринимает арматура в углах основы. При правильном укреплении угловых зон хорошо демпфируются нагрузки. Ошибки могут вызвать появление глубоких трещин в бетонном массиве.

Повышенная жесткость при усилении ленточного фундамента обеспечивается формированием жесткого замкнутого контура. При этом прочно зафиксированная арматура позволяет в полном объеме передавать усилия элементам пространственного каркаса. Важно не допустить растрескивания угловых зон, откалывания частей основы и расслоения бетонного массива в результате неправильного армирования.

После того, как конструкция будет полностью готова, ее можно опускать в готовый котлован

Производя усиление углов важно соблюдать следующие требования:

  • укреплять угловые части цельными стержнями радиусной конфигурации, которые необходимо надежно зафиксировать;
  • замкнуть силовой контур, полностью исключив стыковые соединения прямых кусков арматуры;
  • использовать для усиления углов ленточного фундамента стальную арматуру диаметром более 10 мм.

После окончания мероприятий по армированию необходимо проверить соответствие размеров собранного пространственного каркаса требованиям чертежа. Отклонения от проектной документации и недостаточная жесткость фиксации прутков вызывают нарушение целостности каркаса. Сдвиг под нагрузкой элементов в точках соединения вызывает появление трещин на основании после бетонирования.

Возможны различные способы укрепления ленточных оснований:

  • стальной сеткой. Ее можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить самостоятельно. Сетка размещается на уровне цоколя и соединяется с перпендикулярно расположенными стальными стержнями. Сетка крепится к вертикальным прутикам по всему контуру с расстоянием между ними 50 см;
  • рифленой арматурой. Пространственная рама собирается из отдельных заготовок, которые крепятся между собой внахлест. Стальные стержни жестко связывают фундамент с несущими стенами строения и формируют общий силовой каркас. В углах основания расстояние между вертикальными прутками составляет 20–25 см.

Изгиб прутьев должен соответствовать форме основы строения и обеспечивается с помощью гибочного приспособления. В зонах нахлеста угловые элементы прочно крепятся к продольным пруткам верхнего и нижнего яруса.

Простое соединение двух армирующих прутьев в углах недопустимо ни при каких обстоятельствах

Неправильное армирование – характерные ошибки

При выполнении работ неопытными застройщиками неизбежно возникают ошибки, отрицательно влияющие на прочностные характеристики:

  • отклонение конструкции от требований чертежа;
  • применение арматуры уменьшенного диаметра;
  • соединение прутков сваркой, нарушающей структуру металла;
  • фиксация стержней в угловых зонах под прямым углом;
  • недостаточная прочность соединения арматуры проволокой;
  • несоответствие конфигурации угловых элементов форме строения;
  • контакт арматурного каркаса с воздушной средой после бетонирования.

В результате ошибок, допущенных в процессе армирования, появляются трещины, снижается прочность конструкции, что может вызвать серьезные последствия.

Особенности соединения арматуры

Размышляя о способе крепления элементов арматурной решетки, многие начинающие застройщики выбирают между двумя методами крепления:

  • применением проволоки для вязания;
  • использованием электросварки.

Часто возникают ситуации, когда стальная решетка изготовлена в точном соответствии с требованиями чертежа, но выбран неправильный способ фиксации арматуры. Обратите внимание, что усиление угловых зон и соединение продольных элементов каркаса может обеспечить повышенную прочность только при использовании вязальной проволоки для соединения стержней. Это проверенный вариант, в надежности которого не стоит сомневаться.

Сварка неспособна обеспечить необходимую жесткость, а повышенная температура изменяет структуру материала при нагреве. В результате велика вероятность повреждения каркаса при нагрузке.

Овладев технологией армирования углов, можно самостоятельно усилить фундамент и не допустить при этом ошибок. Правильно укрепленный фундамент может длительно эксплуатироваться, обеспечивая устойчивость здания.

Originally posted 2017-12-11 16:45:20.

pobetony.expert

проектирование, особенности, инструкция по работе и рекомендации

Все знают, что любой фундамент, особенно предназначенный для жилого дома, обязательно должен быть армированным, но человеку, для которого строительство не является основной профессией, а устройство основания он осуществляет своими силами, часто недооценивает важность правильного армирования фундамента. Самое главное во всем процессе – это армирование углов ленточного фундамента, как того требуют строительные нормы и правила.

Как выполнить расчет

Самым большим нагрузкам подвергается продольная часть фундамента. Специалисты рекомендуют использовать для таких участков толстые ребристые прутья арматуры (их диаметр обычно составляет 15 мм). Основным показателем при выборе диаметра арматуры является коэффициент прочности почвы, чем более рыхлый и неустойчивый грунт на участке, тем большего диаметра должны быть использованы прутки. Именно ребристые прутки обеспечивают высокую степень сцепления с бетоном, по сравнению с гладкой арматурой.

Но самое большое внимание нужно уделить углам арматурного каркаса. Не все знают, для чего применяют армирование углов фундамента. Они также как и все основание подвержены воздействию больших нагрузок на сжатие и напряжение. В связи с этим основа всей постройки, выполненная из бетона, должно поддерживать силы перемещения, то есть металлический каркас должен принимать и распределять нагрузку полностью.

Если армирование углов выполнено неправильно или имеет большие погрешности в расчетах, то металлический скелет не будет работать, как единое целое. Впоследствии это может привести к уменьшению прочности бетонного основания и вызвать его деформацию.

Особенно этот показатель касается сборных железобетонных оснований, состоящие из отдельных блоков они обязательно должны быть жестко связаны между собой.

Армировать фундамент, нужно соблюдая следующие величины:

  1. Для того чтобы защитить металлический скелет от воздействия коррозии его укладывают, отступая от стенок опалубки, и плоскости основания 5см.
  2. Количество необходимых прутков рассчитывается исходя из периметра основания и выбранной схемы, по которой будет собираться каркас. Учитывается и диаметр выбранных прутков. Для того чтобы не упустить важные детали, желательно иметь перед глазами схему, по которой и будет собираться металлический скелет.

Зачем армировать фундамент

Все основание, состоящее из бетона, обладает высокой прочностью. Но если не будет арматурного каркаса, то при воздействиях нагрузок, действующих на разрыв, бетон очень непрочен. Этот недостаток материала компенсирует металлический каркас.

Учитывая, что углы основы дома подвергаются воздействию еще больших сил, то правильное армирование углов ленточного фундамента – это залог высокой прочности и долговечности всей конструкции в целом.

Стоит добавить, что даже небольшая постройка по весу, установленная на основании, в котором отсутствует арматура, может вызвать его деформацию вместе с силами воздействия почвы.

Во время армирования нужно не только соблюдать схему, но и выдерживать правильное расстояние между прутками.

  • вертикальные прутки должны быть установлены на расстоянии от 50 до 80см;
  • рабочие прутки арматуры должны составлять 10-20 мм, дополнительные могут быть меньшего размера от 4 до 10 мм.

Арматурный каркас собирают, соблюдая следующий порядок:

  1. Прутки диаметром 10 мм забивают в вертикальном положении в землю, соблюдая расстояние между ними от 50 до 60 см.
  2. К вертикальным пруткам приваривают толстые прутки рабочей арматуры сверху и снизу.

Самое большое внимание при изготовлении арматурного каркаса следует уделять армированию углов. В идеальном варианте в углы монтируют загнутые прутки, слегка под наклоном. Стыков арматуры в углах каркаса желательно избегать.

Как армировать углы правильно

Очень важно разобраться в том, как сделать армирование углов ленточного фундамента до начала проведения работ по армированию основания. Если неправильно заложить металлический каркас в углах, то сама лента основания, которая должна быть монолитной (сплошной), наоборот будет представлять собой отдельных балок, поскольку передача нагрузки от прутка к прутку выполняться не будет.

Со временем, в углах такого фундамента образовываются трещины, сколы. Самая частая ошибка, допускаемая многими, это армирование углов основания обычными перекрестиями, которые вяжутся вязальной проволокой.

В тоже время, в строительных нормах и правилах четко сказано, что применение армирования углов должно быть таким, чтобы обеспечить именно жесткую связь всех элементов. Основания, собираемые из готовых отдельных железобетонных блоков, должны быть также прочно связаны между собой, для обеспечения жесткой связи.

Весь смысл правильного армирования заключается именно в том, чтобы дополнительно закрепить арматуру в углах, используя для этого отогнутые элементы, а также обеспечить связь наружного и внутреннего слоя фундаментной ленты в углах.

При таком процессе связывают только внешние прутки, а внутренние пересекаются свободно. При этом в углах прутки арматуры должны устанавливаться с интервалом в два раза чаще, чем в ленте основания.

Полезные советы при армировании основания

Армирование ленты основания, как и его углов, направлено на то, чтобы повысить его прочность и правильно распределить нагрузки. Исходя из этого, надежный и прочный фундамент получается, когда соблюдены все правила: используется качественный материал, металлический каркас правильно сваривается, обязательно устраивается подушка под основание и так далее. Только выполнение всех технологических процессов позволит не переживать за прочность и надежность возведенного основания.

По советам специалистов следует выдерживать определенное расстояние при укладке металлического каркаса в траншею. От края бетонного основания каркас необходимо помещать на расстоянии не менее 5 см. Это вызвано тем, что располагая его более близко, повышается вероятность того, что края основания могут начать крошиться. Это не только не эстетично смотрится, но и сказывается на прочности фундамента весьма негативно.

Нижние прутки арматуры не должны располагаться ниже 5 см от уровня почвы. Можно подложить под металлический каркас кирпич. И не забудьте, что под самим основанием обязательно должна быть уложена песчано-гравийная подушка.

Для того чтобы получить бетон высокого качества желательно использовать установку, чтобы максимально уплотнить его после заливки в опалубку. Если такой возможности нет, то нужно с особой тщательностью прокалывать и трамбовать залитый раствор. И пока бетон твердеет желательно периодически смачивать его водой.

Заливать бетонный раствор лучше в один слой. Места стыковки слоев уменьшают прочностные качества фундамента. Также при некачественной заделке швов, через них может проникать вода внутрь основания или в подвальное помещение. Когда бетон застынет желательно дать готовому основанию постоять несколько недель. Сразу же нагружать фундамент не рекомендуется.

И самое главное, когда вы начнете решать, как армировать углы фундамента, соблюдайте основное правило: в углах необходимо использовать дополнительную арматуру в виде гнутых элементов, а соединять гнутые прутки нужно только на прямом участке, используя вязальную проволоку.

Специалисты рекомендуют сваривать прутки арматуры принадлежащей к марке «С», а другую скреплять с помощью вязальной проволоки. Это вызвано тем, что зачастую при нагреве во время сварки металлические прутки теряют большую часть своих механических свойств.

Заключение

В заключении стоит добавить, что если вы не специалист в строительстве но, тем не менее, решили возводить ленточный фундамент своими силами, не поленитесь и обязательно составьте схему и проведите предварительные работы.

Когда все рассчитано, нарисованы все схемы, и для армирования углов основания тоже, то в процессе работы вам не придется отвлекаться. Таким образом, вы не только сэкономите собственное время, но и собственные средства. Итогом неправильного армирования, особенно в углах, является нарушение прочности и деформация фундамента в будущем. Ремонт же капитального сооружения стоит гораздо дороже, нежели его возведение с использованием всех материалов необходимого количества и качества.

nafundamente.ru

таблицы размеров стыковки всех диаметров по СНиП, правила соединения перехлеста

Армирование – ответственная часть устройства всех монолитных конструкций, от которого зависит долговечного и надежного будущего строения. Процесс заключается в создании каркаса из металлических стержней. Он размещается в опалубку и заливается бетоном. Чтобы создать этот каркас, прибегают к вязке или сварочным работам. При этом большую роль при вязке играет правильно рассчитанный нахлест для арматуры. Если он недостаточный, то соединение окажется недостаточно прочным, а это сказывается на эксплуатационных характеристиках. Поэтому важно разобраться, какой именно делать нахлест при вязке.

Виды соединений

Существует два основных метода крепления арматуры, согласно строительным нормам и правилам (СНиП), а именно пункту 8.3.26 СП 52-101-2003. В нем прописано, что соединение стержней может выполняться следующими типами стыковки:

  1. Стыковка прутьев арматуры без сварки, внахлест.
    • внахлест с использованием деталей с загибами на концах (петли, лапки, крюки), для гладких прутьев используются исключительно петли и крючки;
    • внахлест с прямыми концами арматурных прутьев периодического профиля;
    • внахлест с прямыми концами арматурных прутьев с фиксацией поперечного типа.
  2. Механическое и сварное соединение.
    • при использовании сварочного аппарата;
    • с помощью профессионального механического агрегата.

Требования СНиП указывают на то, что бетонное основание нуждается в установке минимум двух неразрывных каркасов из арматуры. Их делают посредством фиксации стержней внахлест. Для частного домостроения подобный способ используется чаще всего. Это связано с тем, что он доступный и дешевый. Созданием каркаса может заняться даже новичок, так как нужны сами прутья и мягкая вязальная проволока. Не нужно быть сварщиком и иметь дорогостоящее оборудование. А в промышленном производстве чаще всего встречается метод сварки.

Обратите внимание! Пункт 8.3.27 гласит, что соединения арматуры внахлест без применения сварки, используется для стержней, рабочее сечение которых не превышает 40 мм. Места с максимальной нагрузкой, не должны фиксироваться внахлест вязкой или сваркой.

Соединение прутьев методом сварки

Нахлест стержней методом сварки используется исключительно с арматурой марки А400С и А500С. Только эти марки считаются свариваемыми. Это сказывается и на стоимости изделий, которая выше обычных. Одним из распространенных классов является класс А400. Но сращивание изделий ими недопустимо. Нагреваясь, материал становится менее прочным и теряет свою устойчивость к коррозии.

В местах, где есть перехлест арматуры, сваривание запрещается, несмотря на класс стержней. Почему? Если верить зарубежным источникам, то есть большая вероятность разрыва места соединения, если на него будут воздействовать большие нагрузки. Что касается российских правил, то мнение следующее: использовать дуговую электросварку для стыковки разрешается, если размер диаметров не будет превышать 25 мм.

Важно! Длина сварочного шва напрямую зависит от класса арматурного прута и его диаметра. Для работы используют электроды, сечение которых от 4 до 5 мм. Требования, регламентированные в ГОСТах 14098 и 10922, сообщают, что делать нахлест методом сварки можно длиной меньше 10 диаметров арматурных прутьев, используемых для работ.

Стыковка арматуры методом вязки

Это самый простой способ обеспечить надежную конструкцию из арматурных прутьев. Для этой работы используется самый популярный класс стержней, а именно, А400 AIII. Соединение арматуры внахлест без сварки выполняется посредством вязальной проволоки. Для этого два прутка приставляются друг к другу и обвязываются в нескольких местах проволокой. Как говорилось выше, согласно СНиП, есть 3 варианта фиксации арматурных прутьев вязкой. Фиксация прямыми концами периодического профиля, фиксация с прямыми концами поперечного типа, а также пользуясь деталями с загибами на концах.

Выполнять соединение прутьев арматуры внахлест абы как нельзя. Существует ряд требований к этим соединениям, чтобы они не стали слабым местом всей конструкции. И дело не только в длине нахлеста, но и других моментах.

Важные нюансы и требования для соединения вязкой

Хоть процесс соединения прутьев с использованием проволоки проще, чем их соединение сварочным аппаратом, назвать его простым нельзя. Как любая работа, процесс требует четкого соблюдения правил и рекомендаций. Только тогда можно сказать, что армирование монолитной конструкции выполнено правильно. Занимаясь соединением арматуры с нахлестом методом вязки, следует обращать внимание на такие параметры:

  • длина накладки прута;
  • местонахождение места соединения в конструкции и его особенности;
  • как перехлесты расположены один к другому.

Мы упоминали, что размешать арматурный стык, сделанный внахлест, на участке с самой высокой степенью нагрузки и напряжения нельзя. К этим участкам относятся и углы здания. Получается, что нужно правильно рассчитать места соединений. Их расположение должно приходиться на участки железобетонной конструкции, где нагрузка не оказывается, или же она минимальная. А что делать, если технически соблюсти это требование невозможно? В таком случае размер нахлеста прутьев зависит от того, сколько диаметров имеет арматура. Формула следующая: размер соединения равен 90 диаметров используемых прутьев. Например, если используется арматура Ø20 мм, то размер нахлеста на участке с высокой нагрузкой составляет 1800 мм.

Однако техническими нормами четко регламентированы размеры подобных соединений. Нахлест зависит не только от диаметра прутьев, но и от других критериев:

  • класс используемой для работы арматуры;
  • какой марки бетон, используемый для заливки бетона;
  • для чего используется железобетонное основание;
  • степень оказываемой нагрузки.

Нахлест при разных условиях

Так какой же нахлест арматуры при вязке? Какие есть точные данные? Начнем с рассмотрения примеров. Первый фактор, от которого зависит нахлест – это диаметр прутьев. Наблюдается следующая закономерность: чем больше диаметр используемой арматуры, тем больше становится нахлест. Например, если используется арматура, диаметром 6 мм, то рекомендуемый нахлест составляет 250 мм. Это не означает, что для прутьев сечением в 10 мм он будет такой же. Обычно, используется 30-40 кратноя величина сечения арматуры.

Пример стыковки арматуры 25 диаметра в балке, при помощи вязки. Величина перехлеста 40d=1000 мм.

Итак, чтобы упростить задачу, используем специальную таблицу, где указан, какой нахлест используется для прутьев разного диаметра.

Диаметр используемой арматуры А400 (мм) Количество диаметров Предполагаемый нахлест (мм)
10 30 300
12 31,6 380
16 30 480
18 32,2 580
22 30,9 680
25 30,4 760
28 30,7 860
32 30 960
36 30,3 1090
40 38 1580

С этими данными каждый сможет выполнить работу правильно. Но есть еще одна таблица, указывающая на нахлест при использовании сжатого бетона. Он зависит от класса используемого бетона. При этом чем выше класс, тем разбежка стыков арматуры меньше.

Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм) Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
10 355 305 280 250
12 430 365 355 295
16 570 490 455 395
18 640 550 500 445
22 785 670 560 545
25 890 765 695 615
28 995 855 780 690
32 1140 975 890 790
36 1420 1220 1155 985

Что касается растянутой зоны бетона, то в отличие от сжатой зоны, нахлест будет еще больше. Как и в предыдущем случае, с увеличением марки раствора длина уменьшается.

Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм) Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
10 475 410 370 330
12 570 490 445 395
16 760 650 595 525
18 855 730 745 590
22 1045 895 895 775
25 1185 1015 930 820
28 1325 1140 1140 920
32 1515 1300 1185 1050
36 1895 1625 1485 1315

Если правильно расположить нахлест друг относительно друга и сделать его нужной длины, то скелет основания получит значительные увеличения прочности. Соединения равномерно распределяются по всей конструкции.

Согласно нормам и правилам (СНиП), минимальное расстояние между соединением должно составлять 61 см. Больше – лучше. Если не соблюдать эту дистанцию, то риск, что конструкция при сильных нагрузках и в ходе эксплуатации будет деформироваться, возрастает. Остается следовать рекомендациям, для создания качественного армирования.

vseoarmature.ru

Стыковка арматуры: способы соединения

Процесс соединения арматуры, в результате которого получается непрерывное армирование, называется стыковкой.

Схема армирования стыков ленточного фундамента.

В современном строительстве существуют разные способы соединения арматуры:

  • механический;
  • при помощи сварки;
  • внахлест без применения сварки.

Преимущества механической стыковки

Данный способ является наиболее выгодным, соответственно, и наиболее часто используемым. Если сравнить процесс механического соединения арматуры со стыковкой арматуры внахлест, то главное преимущество здесь заключается в том, что не происходит значительная потеря материала. Стыковка внахлест приводит к потере определенного количества арматуры (примерно 27%).

Если сравнивать механическое соединение арматуры со стыковкой при помощи сварки, то в этом случае выигрывает скорость работы, на которую затрачивается намного меньше времени. К тому же, сварку должны выполнять только профессиональные сварщики, чтобы избежать некачественной работы, которая в будущем способна привести к негативным последствиям. В итоге, если проводить механическую стыковку, можно значительно сэкономить на оплате труда квалифицированных мастеров.

Еще в результате такого способа соединения получается достаточно прочная конструкция. Получить равнопрочное соединение, используя этот метод, можно при различных погодных условиях и в любое время года.

Вернуться к оглавлению

Процесс механического соединения арматуры

Схема армирования фундамента с ребрами жесткости: 1 — Сетка из рабочей арматуры, 2 — Вертикальная арматура.

Для осуществления стыковки арматуры механическим способом понадобится соответствующий инструмент — гидравлический пресс.

Из материалов потребуется:

  • прессованная и резьбовая муфта;
  • прутья арматуры.

Технология механического соединения достаточно простая и заключается в следующем:

  • на арматурный стержень надевается стальная муфта;
  • она обжимается гидравлическим прессом;
  • для второго стержня процесс снова повторяется.

В результате времени на создание механического соединения уходит очень мало. Вместо соединительных муфт допускается использование толстостенных стальных труб или муфт, которые имеют перегородку по центру, что значительно упрощает монтаж.

Прочная механическая стыковка возможна для арматурных прутьев разного диаметра. Это осуществляется благодаря наличию сменных штампов в гидравлическом прессе.

Для выполнения данного вида стыковки не нужна помощь профессионалов, справиться с задачей сможет практически каждый. Но существует одно важное условие: работу должны выполнять сразу два человека.

Вернуться к оглавлению

Стыковка арматуры при помощи сварки

Схема поперечного армирования фундамента.

Несмотря на популярность механической стыковки, соединение арматуры при помощи сварки тоже не менее востребовано в строительстве. Существует несколько способов дуговой сварки:

  • протяженными швами;
  • многослойными швами без применения других технологических элементов;
  • с принудительным образованием шва;
  • точечная.

Для выполнения этого вида работы понадобятся следующие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • электродержатели;
  • щитки;
  • защитные стекла;
  • молоток, зубило;
  • металлические щетки;
  • шлакоотделитель;
  • стальная линейка;
  • отвес, клеймо.

Основной рабочий материал — арматура.

Сварка арматуры протяженными швами используется для соединения горизонтальных и вертикальных стержней. Такой вид стыковки возможен с накладками или внахлест. Внахлест соединение выполняется протяженными швами, но возможен вариант с применением и дуговых точек. Также есть возможность соединять арматурные стержни с короткой и длинной нахлесткой или двусторонним и односторонним швом.

Сварные стыки накладок с арматурными стержнями бывают короткими или длинными. При этом разрешается смещать накладки по длине. Сварка арматуры выполняется различными фланговыми швами.

В процессе сварки двусторонними швами во время наложения второго с другой стороны соединения иногда возникают горячие продольные трещины. Для предупреждения их появления необходимо тщательно подбирать тип электродов и строго выдерживать технологический режим сварки.

Сварные протяжные швы бывают многопроходными или однопроходными, это зависит от диаметра стыкуемых стержней. Ток для дуговой сварки выбирается в зависимости от вида электродов. Важно учитывать одно условие: в процессе сварки арматуры, расположенной в вертикальном положении, тока необходимо на 10-20% меньше, чем для стержней в горизонтальном расположении.

Вернуться к оглавлению

Сварка многослойными швами

Схема устройства армированного фундамента.

При наличии высококвалифицированных сварщиков или при небольших объемах работы часто используется для стыковки арматуры сварка многослойными швами без применения формующих элементов. Данный способ больше всего подходит для соединения арматуры, расположенной в вертикальном виде. Углы скосов, их направление, притупление и размеры, формы разделки, зазоры между стержнями являются стандартными.

Сварка арматуры многослойными швами выполняется при помощи одиночного электрода. Сварочный шов сначала накладывается с одной стороны разделки, а потом на всю ширину — с другой. Во время заплавления разделки необходимо периодически очищать от шлака наплавленный металл.

Режим для данного вида сварки устанавливается тот, который указан в паспортных данных электродов. В этом случае они обычно применяются с фтористокальциевым покрытием.

Вернуться к оглавлению

Точечная сварка и с принудительным формированием шва

Иногда строительный проект предусматривает проведение сварных швов крестовых соединений арматуры с формированием принудительного шва. Для подобных арматурных изделий применяются стержни из стали, имеющие диаметр 14-40 мм. Предварительно они собираются в кондукторах, что обеспечивает их плотное примыкание друг к другу. Еще можно зафиксировать стержни при помощи прихваток сваркой. Но важно учитывать, что прихватки и кондукторы не должны препятствовать установлению формующих элементов.

Но бывает так, что на многих строительных площадках в процессе возведения монолитных конструкций из железобетона в виде арматурных изделий используются каркасы и сетки, которые изготавливаются на месте. В них присутствует масса разнообразных крестовых соединений, которые соединяются при помощи точечной дуговой сварки.

Использование многих марок стали ограничено по причине особенности процесса сварки. Когда она проводится точечно, в контактах крестовых соединений стержней довольно быстро от наплавленного металла отводится теплота, что провоцирует местное закаливание стали, в результате чего она становится хрупкой. К указанному термическому воздействию особенно чувствительны низкоуглеродистые и среднеуглеродистые арматурные стали.

Вернуться к оглавлению

Стыковка внахлест без сварки

Наиболее распространенную арматуру класса А400 А-III соединять, используя сварку, нельзя. Для того чтобы ее состыковать, используется еще один способ, при котором такая работа не используется. Соединение осуществляется благодаря стандартным крюкам или лапкам.

В процессе такого метода стыковки расходуется больше материала. Но, что довольно удобно, не требуется дополнительное оборудование, инструменты и материалы.

Нахлест стержней арматуры осуществляется на длину, которая способна обеспечить передачу расчетных усилий от одного стержня к другому. Стыки арматуры, соединяемые внахлест, должны быть равны длине перепуска, величина которого обозначена в СниП 52-01-2003.

В вышеуказанном пособии указаны определенные варианты соединения стержней арматуры внахлест без сварки. Возможна стыковка:

  • прямых концов стержней периодических профилей;
  • прямых концов стержней с установкой, которая расположена на длине нахлестки или с приваркой;
  • загибов на концах (лапок, петлей, крюков).

Данные виды соединения применимы для соединения арматуры, имеющей номинальный диаметр до 40 мм. Гладкая арматура, которая работает на растяжение, соединяется при помощи крюков, петель, приваренных поперечных стержней или специальных анкерных устройств.

moifundament.ru

Как правильно вязать углы арматуры для фундамента

Самые сложные моменты создания армировочного каркаса

Армирование фундамента кажется порой чем-то простым и вообще незначительным. Металл вяжут как попало, используют завалявшийся на участке лом или вообще обходятся без арматуры.

Хотя на самом деле это очень важный элемент конструкции дома и его сборку следует проводить в соответствии с нормами, стандартами и проектными расчетами.

Арматура в бетоне используется для увеличения жесткости и прочности конструкции, она берет на себя нагрузки на разрыв и изгиб.

Соответственно, наиболее ответственными участками, где важно все сделать правильно, являются:

  • углы всех типов фундаментов, за исключением плитного;
  • вся масса ростверка, который принимает изгибающие и растягивающие нагрузки в конструкции свайного или столбчатого типа опоры.

Именно в этих случаях чаще всего допускаются ошибки, которые в последствии оборачиваются разрывами бетона, трещинами в опоре и в стенах дома.

Смотрите нашу видео-подборку по теме:

Работа в углах

Решая, как армировать фундамент, люди считают нагрузки, определяют необходимое количество металла, его толщину, расположение. При этом мало кто думает о том, как правильно создать армировку углов дома. Это место важно по нескольким причинам:

  • в углах чаще всего возникают большие нагрузки на разрыв;
  • в этом месте высока вероятность выпирания арматуры при сдавливающих нагрузках;
  • обычно именно на углы приходятся разрывы, стыки, соединения прутков.

Такое обилие различных факторов заставляют создавать при армировании углов сложные пространственные конструкции, способные противостоять разнообразным силам.

Для перевязки прутков используются различные типы анкеровки:

  1. Прямая. Два прутка, расположенные параллельно, кладутся внахлест и перевязываются.
  2. Крюком. Конец прутка загибается на 180°.
  3. Лапкой. Конец сгибается на 90°.
  4. Петлей. Арматура складывается вдвое, полученная петля укладывается в угол.
  5. Приваркой поперечин. К прутку (а чаще — к двум параллельно идущим пруткам) привариваются небольшие поперечные прутки.
  6. Анкеровка шайбой или уголком. На конец прутка наваривается или наклепывается шайба или же арматура приваривается к стальному уголку, установленному с внешней стороны бетонного фундамента.

Использовать первый и третий пункт правильно только с арматурой переменного диаметра, пятый и шестой пункт нельзя применять с обычной арматурой, только с той, которая допускает сварку.

Сложность конструкции арматуры углов дома зависит от их характера. Проще перевязывать тупой угол, сложнее прямой и еще более сложной обвязки требует острый.

Если угол почти развернутый (более 160°), то практически никаких особых приемов использовать не нужно. Достаточно согнуть продольную арматуру, чтобы она следовала за очертанием угла и уложить.

Единственное — следует увеличить количество поперечной арматуры, сократить шаг между поперечинами вдвое и тщательно перевязать их с продольными прутками.

Немного сложнее схема, если угол в пределах 90-160°. В таком случае добавляется вертикальный пруток.

Продольная арматура, уложенная с внешней стороны изгиба, может оставаться цельной, а вот внутреннюю нужно разделить и перевязать с внешней. И опять-таки, увеличить количество поперечин.

Армирование острых углов отличается принципиально, однако такие изгибы очень редко встречаются в частном строительстве. Поэтому их описание можно опустить. Гораздо важнее рассмотреть перевязку прутков прямых углов.

Существует две классические схемы армирования такого соединения:

  • при помощи Г-образной вставки;
  • с помощью лапок и перепусков.

В обоих случаях требуется значительное количество вертикальных прутков и увеличенное число поперечин. Внутренние стержни изгибаются лапкой и укладываются с переходом на внешнюю сторону изгиба.

Внешние прутки либо тоже соединяются при помощи лапки, либо посредством добавления одного дополнительного элемента — куска арматуры, согнутого под прямым углом.

Это не единственные примеры того, как правильно выполнить устройство углов дома, существуют и другие схемы.

Но эти наиболее просты и понятны, их можно легко и быстро реализовать самостоятельно.

Важно помнить, что все соединения и пересечения для большей жесткости следует перевязывать проволокой. Каркас должен получиться неподвижным, прочным, чтобы его составляющие части не сдвинулись во время заливки бетона.

Ростверковый фундамент

Для увеличения жесткости свайного фундамента дома часто прибегают к устройству бетонной обвязки — ростверка. Это огромное количество соединений и примыканий, которые нужно тщательно усилить металлом.

Для перевязки примыкания следует использовать Г-образные (лапки) или П-образные (петли) элементы. Конструкция каркаса примыканий свайного фундамента достаточно сильно напоминает перевязку прямых изгибов обычного фундамента дома.

Может показаться, что особой необходимости в армировании стыков ростверка и опор свайного фундамента нет, потому что там главным образом работают нагрузки на сжатие. Однако это ошибочное мнение.

Фундамент несет не только вертикальные, но и горизонтальные нагрузки. Они и могут спровоцировать усилие на изгиб опоры ростверка, которые будут создавать нагрузку на разрыв. Также нельзя исключать неравномерное проседание опор.

Для обычного фундамента это не особо страшно, а вот сваи тисэ могут оторваться от ростверка.

В таком случае особенно важно правильно использовать арматуру.

Особенно тщательно следует собирать каркас углов свайного фундамента при наличии ростверка.

В этом месте сходятся три бетонные балки, концентрация нагрузок очень высокая, риск появления трещин максимальный.

Выполнять все процедуры с арматурой легче, если не мешает опалубка. Эту хитрость можно использовать при армировании ростверка — вначале собрать пространственный каркас из металла, а уже потом сбивать доски.

Смотрите нашу видео-подборку по созданию армированного основания:

Армирование ленточного фундамента: конструкция каркаса, укрепление углов, другие варианты

При устройстве железобетонного монолитного фундамента для любого строения, необходимо уделить особое внимание качеству бетона, а также технологии его заливки. Если вы раньше с этим процессом не были знакомы, то наша статья поможет узнать обо всех тонкостях монтажных работ, но дополнительно не помешает изучить СНиП на армирование ленточного фундамента.

Но не менее важно не только залить цемент, но и правильно рассчитать и выполнить армирование. Именно этот процесс отвечает за долговечность и надежность основания.

Армирование следует производить во всех частях фундамента, даже в средних перемычках для межкомнатных перегородок

От чего требуется защитить фундамент

По мере эксплуатации фундамент подвергается воздействию от самых различных факторов:

  • Нагрузка от строения, которое возведено на нем.
  • Подвижность грунтов под ним, причем она может быть как естественной, так и из-за воздействия морозов и повышенной влажности.
  • Фундамент непрерывно работает в своей верхней части на сжатие, а в низу на растяжение. В морозный период года вспучивание грунта иногда может превысить нагрузку от веса строения, тогда нижний пояс фундамента подвергнется еще и дополнительному сжатию.

Именно грамотное устройство арматурного каркаса – залог долговечной службы основания без утраты эксплуатационных характеристик и дополнительных затрат на ремонте. Ошибки на стадии армирования фундамента могут впоследствии привести к его разрушению, а затем деформации и всех конструкций надстроенных на нем.

Поэтому, приступая к выполнению фундаментного каркаса своими руками, не поленитесь и внимательно изучите особенности данного процесса (по СНиПу). Конечно же, там все описано сухим техническим языком, зато этот документ #8212; подробная инструкция по вопросам:

  • Как выполнить расчет армирования ленточного фундамента.
  • Какую арматуру следует использовать.
  • Как практически собрать каркас.

Мы же коснемся основных моментов армирования фундаментов в более простой и доступной форме для людей, редко сталкивающихся со строительной тематикой.

Каркас ленточного фундамента

Частных застройщиков, скорей всего, заинтересует технология армирования ленточного фундамента, так как этот вариант конструкции является в народе самым популярным.

Что нужно иметь

Для устройства арматурного каркаса вам понадобится:

  • Арматурная сталь необходимого диаметра.
  • Вязальная проволока, тоже непременно стальная, мягкая.
  • Крюк для вязки стержней.

Справа крюк для ручной вязки, слева шуруповерт с крюком – более эффективный способ стягивание арматуры

  • Инструмент для раскроя вязальной проволоки и арматуры.
Конструкция ленточного каркаса

Армокаркас ленточного фундамента выше 150 мм является пространственной конструкцией, выполненной из стержней:

  • Горизонтальных: продольных и поперечных.
  • Вертикальных.

Для монолитного фундамента используется горизонтальный армокаркас

Наиболее приемлемой является укладка поперечной и вертикальной арматуры единым хомутом вокруг продольных стержней, расположенных изнутри каркаса. Продольная арматура принимает основные нагрузки, оказываемые на фундамент снизу и вверху, посему, следует располагать ее именно там. В центральной части фундамента прокладка продольной арматуры не целесообразна.

Примечание! Места перекрестий арматурных стержней связываются специальной вязальной проволокой. Сварка для этих целей не желательна, так как ухудшает свойства металла, утончает стержни, к тому же это лишние затраты.

На фото приведен пример удачной и качественной армирующей конструкции

Армируем углы

Если вы не предполагаете устройство ленточного фундамента под прямолинейный забор, вы непременно столкнетесь с вопросом – как устроить правильное армирование углов ленточного (монолитного) фундамента. Почему следует отдельно остановиться на этом.

Дело в том, что эти узлы каркаса подвержены максимальной концентрации напряжения и отвечают за целостность и неподвижность всей конструкции.

Схема армирования ленточного фундамента должна быть выполнена строго по инструкции и тому, что указано в СНиПе:

На рисунке продемонстрирована схема угловой части армокаркаса для ленточного фундамента

  • Неправильно крепить углы простым нахлестом прутьев.
  • Правильно фиксировать одним из двух предложенных способов: Г-образным или П-образным.

Узлы усиления изготавливаются путем гнутья из арматуры идентичной продольным стержням каркаса. Пренебрегая усилением углов, вы рискуете получить не целостную и жесткую конструкцию, а набор несвязанных балок. Цена ошибки #8212; напрочь перечеркнутые все усилия и экономические затраты, вложенные в фундамент. Запомните #8212; качественный фундамент не может быть дешевым.

Армирование положительно влияет не только на фундамент, но и на цоколь дома

Другие варианты

В случае, когда приходится возводить дом на грунтах с несжимаемым слоем, расположенном на большой глубине практикуется устраивать ленточный армированный буронабивной фундамент.

Это тот же ленточный фундамент с дополнительным опиранием на сваи, передающие всю нагрузку на подходящие грунты. Порядок устройства свай несложен:

  • Сначала следует пробурить скважины на определенном расстоянии друг от друга.

К сведению! Скважины необходимой глубины (не менее 2 метров) бурятся специальной техникой или с помощью ручного бура. Диаметр скважины рассчитывается, но всегда в верхней части меньше, чем на глубине.

  • Для скважин большого диаметра или при наличии рыхлых грунтов обязательно устраивается опалубка. Для этих целей подойдет: рубероид, асбестоцементные трубы или тес.
  • Далее скважина армируется с перевязкой с основным каркасом.
  • Готовая конструкция заливается бетоном.

Важно! Сваи можно заливать бетоном по одной постепенно, а вот ленточный фундамент сразу в полном объеме.

Вывод

Пример того, каким должен быть чертеж на армокаркас можно найти в интернете, либо обратиться в строительную фирму за помощью. Хотя из вышеописанного напрашивается вывод, самое главное – усиленная фиксация углов арматуры, все остальное не столь требовательно. Здесь важно сделать все качественно, а не брать количеством.

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (узнайте также какой марки бетон нужен для ленточного фундамента ).

Как правильно вязать арматуру для фундамента

Строительная арматура, представляющая собой комплекс скрещенных между собой стержней, используется совместно с бетоном в составе несущих конструкций, обеспечивая им прочность и долговечность, путем принятия на себя воздействия растягивающих напряжений. Создание такого каркаса — необходимое условие при закладке фундамента здания. От надежности соединения узлов арматуры зависит устойчивость всей конструкции, поэтому важно знать, как правильно вязать арматуру и соблюдать соответствующие строительные нормы.

Виды и основные характеристики

Прутья арматуры имеют гладкий или ребристый профиль. Главное требование — прочность, традиционно они выполняются из высококачественной стали, которую постепенно замещают современные композитные материалы: стекло- и базальтопластик. Важнейшая характеристика — диаметр прутьев, именно этот показатель учитывается при расчете схемы каркаса. Диапазон значений данного параметра арматуры, применяемой при возведении зданий, — от 5,5 до 32 мм (в индивидуальном строительстве 8–16), конкретная величина зависит от типа фундамента. К примеру, для ленточного нужны стержни одинакового диаметра, а для свайного — разного.

Ребристая арматура кольцевого, серповидного или смешанного металлического профиля используется для вязки всех продольных элементов каркаса и участков с наибольшим растяжением фундамента. Частота осечек влияет на качество сцепления металла с бетонным раствором (неровности обеспечивают 75 % общей величины адгезии). Гладкие стержни ориентируют и соединяют ребристые в единую конструкцию и применяются из соображений экономии (они дешевле).

Инструкция расчета арматуры для фундамента и планирования схемы каркаса:

  • Диаметр напрямую зависит от показателей грунта, для пучистых он больше.
  • Недопустимо наличие выступающих элементов, арматуру обязательно скрывать в глубине опалубки не менее чем на 5 см от поверхности, во избежание коррозии.
  • Сильное углубление тоже нежелательно, так как максимальные нагрузки направлены на наружную часть фундамента.
  • Рекомендуемое расстояние между соседними прутьями — 100–300 мм, предельно допустимое — 500.
  • Продольная арматура должна быть толще поперечной на 4 мм.

Самостоятельное соединение узлов

Основные варианты: вязка проволокой, автоген. При заливке фундамента все элементы схемы следует сцепить между собой, но сварку применять не рекомендуется, это крайний случай. Она не только снижает способность противостоять растягивающимся нагрузкам, но и увеличивает расходы на вязку и может рассоединиться при заполнении бетоном. Полезные свойства армированного фундамента, такие как трещиностойкость, жесткость и надежность, сохраняются при способе скрепления узлов проволокой или пластиковыми хомутами.

Удобный и достаточный для вязки диаметр соединяющего материала: 1,2 – 1,4 мм. Работать с толстой проволокой тяжело, а тонкая имеет малую прочность. Рассчитать необходимую длину мотка для вязки очень легко: количество стыков умножается на 0,3 м. Вязальная проволока из низкоуглеродистой стали дешевле и привычнее, разрешается использование неоцинкованной. Пластиковые хомуты со стальным креплением просты в монтаже, но они дороже и имеют ограничения по температуре эксплуатации: становятся хрупкими в мороз.

Применяемые способы

Важно определиться, как вязать арматуру: своими руками или с помощью электрооборудования. В первом случае достаточно крючка для вязки: строительного или самодельного. Проволока, длиной не менее 30 см, складывается пополам и оборачивается вокруг пальца, формируя петлю. После накладки на узел, крючком захватывается один конец и начитается скрутка. Еще один вариант вязки — оба окончания проволоки проходят через петлю. После 3–4 оборотов по часовой стрелке крючок вынимается, концы загибаются и при необходимости обрезаются. Длинной скрутки не должно быть. Для удобства вязки под арматуру подкладывается доска или что-нибудь твердое.

Минимальный список инструментов при выполнении работ своими руками:

  • ручной станок для сгибания прутьев;
  • кусачки;
  • болгарка;
  • вязальный крючок для арматуры;
  • молоток и плоскогубцы.

Более быстро и качественно проходит процесс с использованием специального автоматического пистолета для вязки арматуры. Если следовать инструкции — скрутка делается за секунды, причем с заданными параметрами натяжения. Альтернатива дорогому пистолету — шуруповерт с перпендикулярно загнутым в патроне гвоздем. Применение данного оборудования позволяет проводить вязку арматуры «на весу», что значительно сокращает сроки ее выполнения. Выбор способа скрутки зависит от объема проводимых работ, если число соединений велико, как например в плитном фундаменте, то самостоятельно все узлы перевязать сложно.

Хитрый счетчик, сберегающий электроэнергию. Окупается за 2 месяца!Это нужно знать каждому, чтобы сэкономить!

Это места с максимальной концентрацией натяжения, в них рекомендуется перепроверять качество сцепления, разрывы недопустимы. В остальном, вязка металлической арматуры в углах выполняется тем же способом, что и для остальных элементов: загибы прутьев не должны быть расположены перпендикулярно, это снижает прочность каркаса, их следует слегка закруглить. Сварка недопустима, углы могут быть только цельными.

Источники: http://proffu.ru/rabota/uprochnenie/kak-armirovat-fundament-dlya-doma.html, http://fundament-expert.ru/operacii/armirovanie/101-armirovanie-lentochnogo-fundamenta, http://hardstones.ru/kak-pravilno-vyazat-armaturu-dlya-fundamenta.html

Комментариев пока нет!

armatura-tonna.ru

Армирование фундамента

Вопрос от клиента: "Здравствуйте, уважаемые инженеры. Планирую заняться строительством двухэтажного коттеджа из пеноблока площадью 8*8 м. Я столкнулся с вопросом выбора способа армирования фундамента. Дом будет возводиться на мелкозаглубленном ленточном фундаменте, все работы планирую выполнять собственноручно. Подскажите пожалуйста, по какой схеме лучше выполнить армирование и на что стоит особо обратить внимание. Заранее спасибо! Олег Лужин, Москва"

На данной странице представлены способы армирования железобетонных фундаментов, рассмотрены схемы укрепления оснований и приведена информация о укреплении армокаркасом ленточных, плитных и свайных фундаментов.

Способы армирования

Любой фундамент в процессе эксплуатации подвергается нагрузкам двух видов - на изгиб и на сжатие. Нагрузки на сжатие, исходящие от массы здания, передаются на верхний контур фундамента, нагрузки на изгиб действуют преимущественно ни нижнюю часть основания, исходят они от сил пучения грунта (расширившаяся почва давит на фундамент, выталкивая его наружу). Также выделяют боковые нагрузки на изгиб, которые испытывают фундаменты, расположенные в склонной к горизонтальным сдвигам почве.

Бетон - материал, который без дополнительного укрепления имеет высокую устойчивость лишь к нагрузкам на сжатия, тогда как сгибающие воздействия могут стать причиной трещин, приводящих к последующему разрушению фундамента.

Рис. 1.1: Последствия отсутствия армирования в ленточном фундаменте С целью защиты бетонных фундаментов от нагрузок на изгиб производится их армирование, которое осуществляется посредством размещения арматурного каркаса внутри тела фундамента. Согласно требованиям СНиП, для создания армокаркасов должны использоваться горячекатаные арматурные стержни класса А1, А2 и А3, диаметром от 12 до 20 мм.

Важно: с целью экономии в частном строительстве металлическая арматура часто заменяется стеклопластиковыми аналогами, однако в сфере промышленного строительства композитные материалы не используются.

Классический арматурный каркас для укрепления ленточных и плитных фундаментов состоит из двух контуров арматуры - верхнего и нижнего, которые соединяются между собой поперечными перемычками. Необходимость в армировании средней части фундамента отсутствует, поскольку она практически не подвергается внешним нагрузкам.

Шаг элементов арматурного каркаса указан в нормативном документе СНиП №52-01-2003, согласно которому:

  • Между продольной арматурой шаг принимается не менее диаметра используемых стержней и не более 25 см;
  • Высота поперечных перемычек между продольными контурами - не более 50 см, если высота фундамента превышает 60 см, дополнительно обустраивается внутренний продольный ярус каркаса. Шаг между поперечными стержнями - 1/2 от высоты фундамента (не более 30 см).

Важно: выделяют два способа соединения арматурного каркаса - посредством сварки либо с помощью вязальной проволоки. Недостаток сварного соединения - увеличенная подверженность арматуры коррозии в местах сварки.

Способ сборки арматурного каркаса не влияет не итоговую механическую прочность фундамента, она обеспечивается за счет монолитности железобетонной конструкции после отвердевания смеси.

Рис. 1.2: Последовательность соединения армокаркаса проволокой

Армирование любого вида бетонных фундаментов выполняется с учетом следующих требований:
  • Между крайними участками арматурного каркаса и наружным контуром бетона оставляется расстояние в 40-50 мм;
  • Для поднятия каркаса над землей используются пластиковые "грибки", использование в качестве спейсеров кирпича не допускается;
  • Вертикальные арматурные прутья нельзя выткать в грунт, это чревато ускоренной коррозией металла;
  • Заливка опалубки с помещенным в нее армокаркасом выполняется за один заход, перерывы, при которых происходит частичное отвердевание бетона, негативным образом сказываются на итоговой прочности фундамента, поскольку внутри бетона образуются микротрещины.

Рис. 1.3: Пластиковые грибки под арматуру

Чертежи армирования фундаментов

Армирование подлежат следующие виды фундаментов: Рассмотрим детальнее чертежи и технологию армирования каждого из них.

Ленточный фундамент

Наиболее подверженными деформационным нагрузкам местами в армокаркасе ленточного фундамента являются угловые и примыкающие соединения арматуры.

Важно: для стыковки углов армокаркаса применяются гнутые арматурные стержни, согласно строительным нормам не допускается соединение отдельных прутьев перекрестным способом.

Пространственная схема соединения прямых участков арматурного каркаса приведена на изображении 1.5.

Рис. 1.4: Схема армокаркаса ленточного фундамента Армирование изгибов фундамента со сложной конфигурацией выполняется двумя цельными продольными стержнями (внешним и внутренним), повторяющими форму сгиба.

Рис. 1.5: Схема соединения арматуры в ленточном фундаменте на углах свыше 160 градусов

При укреплении углов фундамента с отклонением менее 160 градусов, на внешнем контуре каркаса используется цельный стержень, внутренний пояс изготавливается из двух выгнутых по очертаниям угла прутьев.

Рис. 1.6: Армирование углов ленты до 160 градусов

При армировании угловых соединений применяется два способа - нахлеста и Г-образной стыковки.

Рис. 1.7: Соединение угловых частей армокаркаса

Примыкания фундаментной ленты в местах стыковки внутренних и внешний стен зданий армируются П-образным либо Г-образным соединением прутьев.

Рис. 1.8: Соединение армокаркаса на стыках стен

Вышеуказанные способы армирования углов обеспечивают требуемую пространственную жесткость армокаркаса ленточного фундамента в наиболее подверженных деформации местах.

На размещенном ниже изображении приведены недопустимые способы армирования.

Рис. 1.9: Неправильное армирование углов ленточного фундамента

Гибку арматуры для угловых соединений армокракаса можно производить вручную, посредством самостоятельно изготовленного станка. При работе с прутьями большого диаметра металл в местах перегиба, для придания ему пластичности, имеет смысл прогревать паяльной лампой.

Рис. 2.0: Станок для гибки арматуры

Плитный фундамент

Армирование плитных фундаментов сопровождается большим расходом материалом и трудоемкостью процесса, однако фундаментная плита не имеет угловых и примыкающих соединений, что облегчает технологию выполнения работ.

Рис. 2.1: Схема армирования плитного фундамента

Боковые контуры армокаркаса плиты выполняются из цельных арматурных стержней, которые на углах соединяются посредством перекрестного стыка.

Важно: при собственноручном армировании, без выполнения предварительных расчетов,  во избежание недостаточного укрепления плиты, шаг между прутьями арматуры рекомендуется делать не более 20 мм.

При армировании плитных фундаментов важно не допускать следующих ошибок:

Рис. 2.2: "1" - стенки опалубки обязательно нужно покрывать клеенкой, которая предотвращает утечку цементного молочка из бетона; "2" - подсыпка из бетона должна уплотняться ручной трамбовкой; "3" - щели в опалубке недопустимы.

Рис. 2.3: Крайние контуры армокаркаса необходимо утапливать вглубь опалубки на 4-5 см., таким образом формируется  защитный слой бетона, предотвращающий коррозию арматуры.

Столбчатые и буронабивные фундаменты

При армировании опорных столбов обустраивается продольно-поперечный армокаркас, состоящий из 4-ех продольных прутьев диаметром 12-15 мм. и соединяющих их поперечных перемычек, расположенных на расстоянии 30 см. друг от друга. В качестве соединяющих перемычек используется гладка арматура диаметром 6-8 мм.

Рис. 2.4: Схема армирования буронабивных свай

Для укрепления столбчатых фундаментов собираются армокаркасы квадратной формы, для бурнабивных свай - круглой.

Рис. 2.5: Схема армирования столбчатого фундамента

Важно: при обвязке опорных столбов и буронабивных свай деревянным брусом либо металлопрокатом (балкой или швеллером), между верхним краем продольной арматуры и внешним контуром бетона выдерживается расстояние в 5 см. При обвязке опор железобетонным ростверком, арматурный каркас формируется на 20-30 см. выше бетонного тела опоры, впоследствии к выступам арматуры приваривается армокаркас ростверка.

Полезные материалы

Арматурный каркас для фундамента

Арматурный каркас - это остов фундамента, собираемый из стальных прутьев, воспринимающих растягивающие нагрузки и препятствующий деформациям.

 

Армирование ленточного фундамента

Армирование необходимо для того, чтобы бетон стал железобетоном. Для этого в фундаментную опалубку устанавливается пространственный каркас из арматуры.

 

Армирование свай

На данной странице представлена информация о армировании свай. Вы узнаете, какие сваи подлежат армированию и какие виды укрепления железобетонных изделий существуют.

 

 

 

ustanovkasvai.ru

Как вязать арматуру под ленточный фундамент: советы и рекомендации

Долговечность и крепость зданий в основном зависит от качества заложенного фундамента. Для того чтобы здание служило длительный период и не требовалось проводить дорогостоящие ремонтные работы, фундамент нуждается в тщательном просчете, качественном проектировании и укреплении.

Схема армирования монолитной фундаментной плиты.

Способы устройства фундамента

В частном и малоэтажном строительстве наиболее распространен ленточный фундамент, он наименее трудоемкий и подходит практически под все виды построек.

Есть некоторые важные советы, прислушаться к которым просто необходимо при заливке ленточного фундамента:

  • глубина заливки должна быть более уровня промерзания почвы;
  • толщина стен должна быть такой же или больше толщины планируемых стен.

Одновременно при заливке, для того чтобы сэкономить силы и время, можно производить гидроизоляцию основания.

Если вспомнить физические свойства бетона, то можно заметить, что этот материал выдерживает сильное сжатие, но легко поддается разрыву.

Поэтому в качестве увеличения эксплуатационных свойств бетона производят его армирование.

Армирование производится при помощи арматуры, для каждого отдельно взятого строения она отличается своей толщиной, т.е. диаметром. Для двухэтажного дома или одноэтажного с высокими стенами берется материал не менее 32 мм, для хозяйственных же построек или гаража будет достаточно и 12 мм.

Приемы вязки арматуры.

Для надежной фиксации перед заливкой арматуры бетоном ее необходимо связать, т.е. соединить между собой ее прутья.

Как соединить металлические прутья? Существует два способа.

При помощи сварки. На протяжении долгих лет этот способ крепления арматуры является приоритетным, но он имеет некоторые недостатки:

  • сварные соединения получаются очень жесткими и при дальнейших механических воздействиях может нарушиться целостность армирования, что очень нежелательно;
  • ручную сварку не рекомендуют применять при диаметре прута более 32 мм;
  • такая сборка металлического каркаса занимает большой отрезок времени, поскольку процесс очень трудоемкий.

При помощи вязальной проволоки. Есть немало приверженцев этого способа сборки конструкции. Но следует заметить, что и этот вариант содержит некоторые негативные моменты:

  • процесс соединения является таким же трудоемким, на сборку небольшого металлического каркаса требуется несколько рабочих;
  • при использовании в каркасе гладких прутьев требуется их загибание, а это сделать в стесненных условиях сборки очень тяжело;
  • для соединения различных диаметров необходимо использовать и различные диаметры вязальной проволоки от 0,8 мм до 1,2 мм. Для проведения работы используют пассатижи и специально приспособленные для этого крюки.

Оба этих метода работали и продолжают работать, но при совершенствовании строительного инструмента происходят поиски и в этой области. В последнее время на больших стройках начинают применять вязальные пистолеты. Работа, которая занимала несколько минут, проводится за считанные секунды, а сила затягивания везде и на всех соединениях одинаковая. Отожженная вязальная проволока используется в таких пистолетах из сменных катушек, а сам пистолет работает от емкостных аккумуляторов, способных работать на протяжении длительного времени.

Вернуться к оглавлению

Рекомендации по укладке арматуры

Схема армирования углов ленточного фундамента.

При обвязке арматуры для ленточного фундамента следует соблюдать некоторые правила:

  1. Арматура не должна соприкасаться с землей, для этого от уровня земли ее приподнимают или на камнях, или на металлических стержнях. Стержни не обязательно использовать того же диаметра, что и арматура, ее размеры могут колебаться от 8 мм до 12 мм. И вбиваются они прямо в землю через равные промежутки 150-200 мм.
  2. Связать арматуру следует не только в одном уровне. Делают два пояса: нижний, приподнят над землей, и верхний, над ним тоже заливается слой бетона не менее 5-10 мм.
  3. Вязать арматуру следует только при создании нахлестов, углы на фундаменте перекрываются полностью и также исключается касание металла с землей (до края опалубки не дотягивают арматуру на 5 см).

Эти все расстояния лучше всего соблюсти и исключить попадание влаги на арматуру каркаса, который должен находиться внутри опалубки и залитого ленточного фундамента.

Вернуться к оглавлению

Наличие инструмента

При работе понадобится такой инструмент и материал:

  • пассатижи или вязальный пистолет;
  • проволока;
  • арматура различного диаметра, от 8 мм (для соединения поперечин) до 32 мм (в качестве основной арматуры).

Перед заливкой ленточного фундамента следует определить место вентиляционных отверстий и прокладки коммуникаций (водоснабжения и канализации). Для этого в определенных местах укладываются асбестоцементные трубы и заполняются песком, чтобы в них не залился бетон. Иначе при отсутствии таких отверстий понадобится сверлить их позже для коммуникаций, а это нарушает крепость фундамента.

Заливку бетона произвести лучше за один раз во избежание разрывов и периодически производить его трамбовку, чтобы не происходило образование воздушных ям. Для этого применяют вибростанки или просто постукивают по бокам опалубки. При заливке ленточного фундамента следует придерживаться всех технологических процессов, поскольку, если бетон будет слишком жидким (обтекать все находящиеся на его пути препятствия), произойдет отслоение наполнителя от цементного состава и фундамент потеряет свою прочность. При перемешивании раствора должно ощущаться сопротивление, тогда это именно та пропорция, которая необходима.

Не следует забывать, что от крепости и надежности зависит прочность всего возведенного здания, поэтому на начальных этапах строительства экономить на таких важных и серьезных вещах не стоит.

moifundament.ru